Новокузнецкий дом ребенка №1 специализированный

Психолого-педагогическая работа

ВНИМАНИЕ! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Актуальные проблемы детей-сирот глазами молодых специалистов дома ребёнка

В бурный век технического прогресса человек забыл о том, что он является не только материальным, но и духовным существом. Отношения человек – человек строятся по принципу взаимовыгоды, сюда же можно отнести и семейные отношения. Издавна семья была источником опосредующего звена передачи социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок чаще проводит время в пассивности. Отсюда появляется дефицит общения детей с родителями. Затрудняют общение ребёнка и взрослого многие достижения цивилизации. А современная цивилизация всё больше отдаляется от условий благоприятных для полноценного психического развития малыша. Наблюдается и социальное расслоение общества: появляются неблагополучные семьи. И как результат с каждым годом растёт количество детей-сирот. Всем известно, если по какой-либо причине малыш лишается семьи, он переходит на государственное обеспечениеипопадает в учреждение закрытого типа.

И вот хотелось бы вам рассказать о детях, которые живут в одном из таких учреждений под названием «Дом ребёнка №1».

«Наш дом ребёнка – большая дружная семья, – рассказывает Носкова Н.А., воспитатель дома ребёнка №1, – в которой дети проживают первую половину дошкольного детства (от рождения до 4-х лет), и, конечно же, они окружены заботой, любовью и вниманием со стороны взрослых. Здесь в полной мере проводятся медикаментозное лечение, массажные и физиотерапевтические процедуры, а узкие специалисты  и воспитатели организуют коррекционные занятия на развитие интеллектуальной, эмоциональной и двигательной сфер малышей.

Основная задача нашего учреждения – помочь детям социализироваться в обществе.

Усилиями многих людей в каждой группе дома ребёнка сделан капитальный ремонт, оборудована игровая площадка на улице, имеется медицинское специализированное оборудование и в большом количестве игрушки и развивающий материал.

В нашем доме ребёнка созданы все условия для всестороннего гармонического развития личности малыша, для раскрытия его индивидуальных возможностей и желаний.

А вы знаете, какие дети живут здесь? Чем они схожи с домашними ребятишками и в чём же их отличие?

Изначально, поступив в дом ребёнка, малыш претерпевает трудный период – период адаптации. Отсутствие близких и родных ему людей, новая непривычная обстановка замедляет темп психического и физического развития. Это выражается в отказе от еды, малой прибавки в весе, плохом сне и др. Эмоциональный фон сопровождается печалью, страхом, гневом. Малыш отстраняется от всего, что его окружает. Этот период длится у всех по-разному.

Результатом проведённых мероприятий является то, что спустя некоторое время ребёнок-сирота внешне не отличается от малыша из полноценной семьи.  Но душа такого ребёнка ранима, уязвима, беззащитна. И только мы вместе можем помочь детям: ласковым словом, нравственным и гуманным поступком, своим личным примером».

«В последнее время о детях-сиротах часто рассказывают в СМИ, – делится своим мнением логопед дома ребёнка №1 Григорьева И.В., – часто освещая всё в негативном свете: малыши сидят за «решётками» манежа, а старшие бросаются к любой незнакомой женщине с криком «мама»; иностранцы, усыновляющие наших детей, жестоко обращаются с ними. Для многих малыши из дома ребёнка – это полуголодная, одинаково одетая масса, у которой и игрушек-то толком нет. Давайте уже отходить и от советских стереотипов и от взгляда «из телевизора»! Конечно, наше учреждение – своеобразный зал ожидания. И несмотря на евроремонт в нём, заботу и внимание персонала к каждому ребёнку, достаток в еде и игрушках, любовь родителей ничто не заменит. Все ждут своих папу и маму. Поэтому, когда дети пытаются назвать кого-то «мамой», мы говорим: «Да, ты прав. Это чья-то мама. Не твоя. Но у тебя тоже есть мама. Она приедет и заберёт тебя». Малыш должен знать, что его мама единственная, она не любая встреченная тётя, не сотрудница дома ребёнка, и верить, что родители его заберут.

Сейчас очень остро стоит проблема усыновления. Для сравнения, в 1999г. число детей-сирот было 114 тысяч, а в настоящее время оно увеличилось до 654 тысяч. Только 10% из них стали сиротами вследствие смерти родителей. Неужели всех их примут россияне и скоро детских домов не будет, как утверждают директивы правительства? Да, в последние годы количество российских усыновителей выросло, но всё ещё в разы меньше по сравнению с иностранными. Сразу оговорюсь, что за всё время (с начала 90-х годов) передачи в приёмные семьи других стран детей из нашего дома ребёнка не было ни одного случая жестокого обращения и отказов от них. А вот единичные случаи возвратов от русских были. Возможно, испанцы, американцы и немцы гораздо более терпимы и понимающи к таким малышам. За границей «планка ожиданий» от ребёнка ниже, чем у нас. Пусть он ещё не умеет собирать пирамидку, но зато счастлив и часто улыбается. А ведь среди детей-сирот много ребят с отставанием в развитии. Нашему же обществу трудно принять само существование детей  проблемами в развитии. Часто уже в роддоме женщине, родившей даунёнка, предлагают отказаться от него. Мы сразу «изолируем» таких малышей, а за границей совершенно нормально, когда они учатся в обычных школах. Недавно на прогулке с детьми за воротами дома ребёнка мы встретили «сердобольную» бабушку, которая спросила, поглядывая на мальчика-даунёнка: «Ну и кто из них умнее?» Да, мы не хотим, чтобы наши дети уезжали к иностранцам, но какие условия для социализации сирот созданы в России? Насколько наше общество гуманно и готово ли помочь и принять их?»

«Очень часто мы слышим от людей, – утверждает педагог-психолог дома ребёнка №1 Ивойлова Т.В., – высказывания типа: дети, подростки стали черствыми, бездушными, не дождёшься помощи от них и т. д. А хоть раз эти люди задавались вопросом: что я сделал для того, чтобы эти дети отвечали моим требованиям? Посмотрите на эти ужасающие цифры и вдумайтесь: всего 1% выпускников детских домов поступают в вузы, менее 5% поступают в профессиональные учебные заведения, примерно 30% выбирают криминальный путь, 20% становятся бомжами, 10% кончают жизнь самоубийством, 40% становятся наркоманами и алкоголиками.

Попробуйте погрузиться в глубины того удивительного периода, который называется «детство», понять и проникнуться тем, что малыши – это маленькие люди, но совсем особенные.

Дети открыто  и трогательно выражают свою любовь и, естественно, ждут её от других.

Помогите себе в выражении: актуализируйте чувства, чувства любви к таким детям. Вспомните своё детство, обратитесь к нему, к памяти детских переживаний, влюблённостей в близких взрослых, обид, восторгов, не оправдавшихся надежд и ожиданий. Такое обращение к собственному опыту чувств часто помогает понять ребёнка совсем по-другому, ощутить к нему сострадание и любовь и проявить их.

Давайте все вместе поможем детям-сиротам социализироваться в различных видах деятельности и освоить различные стороны культуры общества; начнём активнее перенимать успешный опыт других регионов России по устройству малышей в семьи».

ВЕДЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ В ЭТОТ МИР НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ ВОСПИТЫВАЛИ, НО И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ НАШИ ОШИБКИ, ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ НАС САМИХ!

Психолого-педагогическая работа осуществляется педагогом сенсорного воспитания, логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем под руководством старшего воспитателя.

Основным направлением в работе педагога сенсорного воспитания является развитие восприятия (тактильного, зрительного, слухового) и формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Логопеды осуществляют работу, направленную на своевременное развитие речи, профилактику и максимальную коррекцию речевых отклонений у детей.

Педагог-психолог принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи детям (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

Музыкальный руководитель систематически проводит музыкальные занятия, логоритмику, праздники, развлечения, дни рождения детей.

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)